Что же снял Данила-мастер? «Тренер» Козловского — кино совсем не про футбол

В московском кинотеатре «Октябрь» прошел пресс-показ фильма Данилы Козловского «Тренер». Прокат начнется 19 апреля.

Тем, кто успел посмотреть в интернете трейлер, — добрый совет: и думать забудьте, что «Тренер» — кино про футбол. Футбола там хватает, конечно, однако он всего лишь повод сказать главное. Образ, инструмент, фигура речи.

Было бы куда проще развить эту мысль, разобрав на детали сюжет, но разве приличные люди так поступают? Глупо ведь начинать книгу с последней страницы…

Ну ладно, просто для затравки, раз уж слово «футбол» тут прозвучало, — вот спойлер (кто хочет, пропустите абзац): в финале всей этой увлекательной многоуровневой истории «Спартак» (тот самый, настоящий, московский, весь из себя красно-белый и сугубо народный) продует новороссийскому «Метеору» (а вот нет такой команды в этом славном городе). Да не просто продует, а сгорит в адском пламени чужих страстей, отпустив прошедших через катарсис провинциалов с 2:0 на 2:3. В финале Кубка России.

Придумать же такое… Но об этом ниже.

Движение навстречу

«Тренеру» просто на роду написано вступить в жестокую (нет, пусть лучше жесткую) схватку с «Движением вверх», которое стало одним из главных — если не главным — событий российского киносезона. Кино про спорт — настолько дефицитный жанр, что избежать всевозможных сравнений у «Тренера» шансов ровно ноль, а то и меньше.

Параллели с «Движением…» неизбежны еще и потому, что в обеих лентах сделаны серьезные попытки затащить зрителя прямо в кадр: на баскетбольную площадку и футбольное поле. То есть снять само спортивное действо в режиме максимальной достоверности, без купюр и без прикрас.

«Легенда № 17»: не стреляйте в сценариста

Ну и здорово, давайте сравнивать. Не забыв, конечно, включить в эту же отборочную группу «Легенду № 17» и «Лед». А также держа в уме тот факт, что на разных производственных стадиях находятся фильмы про Льва Яшина и Эдуарда Стрельцова. Когда такое было, чтобы текущая киноафиша предлагала столь богатый выбор в жанре «кино о спорте»?

Но напомним еще раз, что спорт (в данном случае — футбол) — это не более чем метод. По сути, «Тренер» про нашу с вами жизнь. Про падение и взлет, любовь и ненависть, отцов и детей, подлость и подвиг, профессионализм, дилетантство и много чего еще…

Футбольчик — это ведь такой, знаете ли, непростой на самом деле персонаж. Тот еще тип. В нем все выпукло, гротескно, все через сердце. Скрытых линий и уровней без счета, переплетения событий и судеб такие порой случаются, что и самый продвинутый сценарист не сдюжит.

В этом смысле Козловский сделал очень точный выбор.

Его Капризное Величество футбол

На послематчевой пресс-конференции, то есть сразу по окончании пресс-показа, докучливые журналисты задали Даниле Козловскому и членам его команды множество самых разных вопросов.

Добрая половина из них (в тональности «восхищение, плавно переходящее в восторг») — про то, как же вам, ребята, так здорово удалось снять сам футбол… Игру, тренировку, пот, финт, грязь, мат, проход, удар, подкат и вот это вот все — банальщину, короче говоря, из которой и состоит великая игра, если не слишком ее героизировать…

Наверное (да не наверное, а точно), это была самая трудная часть работы съемочной группы. И самая неблагодарная. Пресса — да, похвалила, особенно — милые девушки, которые, задавая свои вопросы, честно признавались в том, что ничего не смыслят в футболе. Но главные испытания, конечно, впереди. Всем создателям «Тренера» придется выслушать еще немало незлых тихих слов.

Первый тайм они уже, между прочим, отыграли: выложив трейлер в интернет, Козловский быстро убедился в том, что вовлеченная в тему публика настроена к футболу, мягко говоря, скептически. Трейлер она не одобрила, и это очень деликатная формулировка.

«Даже не думал, что в футболе столько злобы и ненависти», — примерно так отреагировал на встречную лавину Козловский, снабдив, в свою очередь, эмоции парой крепких слов.

Сами выбирали, Данила Валерьевич.

Корреспонденту АиФ.ru, в свою очередь, тоже выпала тяжелая миссия, просьба посочувствовать. Вся жизнь, так уж вышло, тесно связана с футболом, сотни и тысячи матчей (в том числе и сыгранных, да не только по любителям) за плечами. Отсюда — изначально скептическое отношение именно к этому аспекту: получится ли снять игру в футбол так, чтобы в съемку поверили не только юные журналистки?

Чисто личное впечатление: получилось лучше, чем могло бы, чем у многих до. Но хуже, чем хотелось. Восхищения, увы, не разделяю.

С одной стороны, до идеала в этом смысле киношникам, наверное, никогда не добраться. Не в этой жизни, по крайней мере. Да и надо ли? Если хочешь правду о том, что и как происходит на поле, одну только правду и ничего кроме правды, — ну о’кей, смотри тогда документалку или прямые эфиры, нет проблем.

С другой стороны, все так, да, однако тут как тут вполне законная аналогия: баскетбол в «Движении…», на мой взгляд, снят на порядок круче, чем в футбол в «Тренере» (мы ведь договаривались их сравнивать, правда?). Возможно, думаю так потому, что в баскетбол по-взрослому играть не довелось. Да и вообще — в футболе, как известно, разбираются все, а вот кто реально рубит в баскете?..

Как бы там ни было, первое впечатление уже не отменить. Может, стоит разик-другой «Тренера» пересмотреть?

И еще из области вкусовщины: что угодно, но только не «Метеор», ну серьезно! Смешнее только «Шайба» и «Зубило», а это уже про старика Хоттабыча история…

Люди в черном

Козловский снял, вне всяких сомнений, цветное, то есть очень неоднозначное, но вполне реалистичное кино: от фанатского сленга и тонкостей установки на игру до точно подобранного саундтрека и глубоко личных историй любви, прощаний и прощений.

Но одну коллективную роль он прописал исключительно в черном. Сознательно или по недосмотру, это мы со временем выясним, но факт есть факт: олицетворением зла в футболе для Козловского является, конечно же, судья. Никаких вообще сомнений. Судья — подлец, взяточник, три-два-раз и все такое.

Андрей Бутенко: «Чтобы стать судьей, нужно быть шизофреником»

Судьям (их по ходу дела в ленте появляется несколько, один другого гнуснее) адресованы грубые проклятия, им заносят деньги, их берут за горло (в прямом, физическом смысле). Но этим гадам все нипочем: как творили они беспредел в начале фильма, так и продолжают до самого конца. Ладно хоть пенальти в финале «Спартаку» поставили, но через какой наезд! А с другой стороны — чистый метеоровский гол отменили.

Короче, мерзавцы и негодяи, что с них взять?..

Если бы лента называлась не «Тренер», а «Судья», образ человека в черном не вышел бы столь безнадежно плоским. А так за судей все-таки обидно. Они, конечно, не святые, но плохо, что приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

Жизнь — лучший сценарист

Даниле Козловскому, так уж получилось, здорово повезло: само Провидение оказало ему в нужный момент поддержку. Это к вопросу о неизбежном скептическом посыле «так не бывает, это кино».

В кино, как сказано выше, некий задрипанный «Метеор» (он якобы выступает в ФНЛ, то есть в первом дивизионе, причем скребет, судя по всему, дно) выносит в финале Кубка «Спартак». Возьми да посмейся, а после забудь. Но смотрим сетку текущего розыгрыша Кубка России — и что же видим? В полуфинальных парах 18 апреля встретятся курский «Авангард» и «Шинник» из Ярославля, а также, ну что за мистика, московский «Спартак» и «Тосно».

Таким образом, вероятность того, что в финале Кубка России-2017/18 именно «Спартак» сыграет с клубом-середняком ФНЛ, очень и очень высока. А ну как еще и счет повторится? Решающий матч, чтобы вы знали, состоится 9 мая в городе-герое Волгограде…

Итоговая таблица

«Тренеру» будет в этой жизни непросто, но он победит. Финал окажется за ним.

Источник

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.