Одетта vs Одиллия от футбола. Как по-балетному называется финт Акинфеева?

На языке балетном финт Акинфеева назвали бы так: «жете ан турнан ан лер».

Отец моей подружки, болельщик и эстет, давным-давно на самые красивые моменты матчей отзывался воплем: «Какой футбол? Балет!» Мы втихомолку хихикали. Но годы пробежали — и мой нынешний опыт балетного критика показывает, что он был не так уж и неправ. Связь между этими двумя мирами очевидна.

Кто следил внимательно за прошедшим чемпионатом мира, тот поймёт. На стадионах шли спектакли. Аншлаги переплёскивались через край. Нам продемонстрировали надёжные ноги, не говоря уж о координации, реакции и понимании своего места в общем спектакле. 

32 футбольных фуэте. Чему балерины могут поучиться у игроков

Что делает футбол с балетом неразрывным? И то и другое — искусство беглости ног. Академические искусства вообще тяготеют к брутальности, как барышня к хулигану. Но и хулиган, мечтая об изящном, тяготеет к барышне.

Маэстро Гергиев, в детстве едва не вылетевший из музыкальной школы за страсть к футболу, сверял свой дирижёрский рабочий график с сеткой важных матчей. Дикий болельщик пианист Денис Мацуев срывал голос в телезаставке. А маэстро Башмет, хоть и говорит, что его спортивное мастерство улучшено оператором, всё же останавливал мяч под дирижёрским пультом — в ролике открытия ЧМ-2018.

То ли дело артисты балета: ноги берегут — как средство производства. В футбол играют только на сцене — очень художественно. 

Футбол в балете

Легенда Большого театра Асаф Мессерер придумал когда-то знаменитый балетец «Футболист», сдобрив его фирменным шармом Мессереров-Плисецких со всеми положенными аттитюдами на пас, антраша — на нервную оборону и гран жете — на хороший удар. Десятилетия спустя его повторил любимец публики Владимир Васильев, и оказалось, что «Футболист» не только не устарел, но даже прибавил в смыслах и технике.  

Дальше всех в деле общности балета с футболом продвинулся норвежец Йо Стромгрен, поставивший одноактный «Дань танца искусству футбола». Спектакль сугубо мужской, мужчины в нём забывают свои балетные добродетели вроде выворотных стоп, зажатых спин и высокодуховных бровей домиком. Носятся от кулисы к кулисе, как от ворот к воротам. Хитрыми пируэтами рвут друг у друга мяч из-под ног. Валятся оземь в кульбитах. И реагируют на свисток, хотя порой сатанеют. Но даже проигравших игроков тут встречают как победителей — потому что, по большому счёту, так оно и есть. 

Балет в футболе

В обратной оптике всё выглядит похоже. После этого чемпионата запомнятся поэтичные проходы Марио Фернандеса. И яркие реплики Алана Дзагоева. И вариации аллегро невелички Луки Модрича. И основательные выносы Гарри Кейна. Стенки выстраивались — как для танца маленьких лебедей. Дзюба, Мбаппе, Кавани или Лукаку — любой в них готов был к танцу с саблями.

Плюс командные стилевые признаки вроде безудержного артистизма бразильцев или сдержанности англичан. А самый массовый кордебалет болельщиков? Всё как в театре.

Голкиперы вообще только и делали, что танцевали. Ставший национальным достоянием вейп Акинфеева очень похож на боевые прыжки Спартака в одноимённом балете. «Нога Акинфеева» — это можно даже принять как термин наравне со старым балетным «жете ан турнан ан лер». Что значит всего лишь «прыжок с поворотом в воздухе». 

Подытожим. Что показал нам прошедший чемпионат? Если футболистам улучшить манеры и добавить изящества, они бы легко справились с каскадом убойных прыжков и прочей балетной премудростью.  Пусть даже в их спектаклях главным остаётся мяч.     

Источник

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.